Луговой сад

Сад а-lа естественный луг — у нас не самый популярный. Чаще у нас можно встретить лесной сад на основе природных (сосны, березы, дуба) или искусственно созданных (ста­рый яблоневый сад) массивов. А открытые садовые пространства у нас чаще оформля­ют не в виде природного луга, а в виде нарочито рукотворных, «букетных» цветников. Но ничто не стоит на месте, и европейское увлечение «новой волной» не миновало и наших садоводов.

Так и хочется называть подобное расхожим термином «натургарден», но имею ли я на это право? Все-таки изначально, когда бо­лее века назад натургарден только зародился в Германии, в это понятие вкладывалось не­что иное. В основе этого образа лежало ис­кусственное создание биоценозов, копирую­щих пейзажи за околицей — те же растения, те же условия. Сегодня вместо «кальки» де­лают скорее имитацию. По большому счету классических натургарденов остались еди­ницы, а в нашей стране, наверное, их нет во­все. Этим словом мы именуем их подобие.

delphinium-red-poppies-and-daisies-hungaryНе копируя, а имитируя естественные био­ценозы, мы развязываем себе руки. Види­мо, именно в этом причина того, что «новая волна» стала популярнее такого трудного в создании, требующего огромного багажа знаний и опыта классического натургардена. Имитатору не надо изучать до мелочей тончайшие цепи взаимодействия расте­ний, микроорганизмов, животных; доско­нально прорабатывать ассортимент при­родных сообществ и процент присутствия в них тех или иных видов; прогнозировать развитие ситуации, исходя из сезонного и многолетнего изменения условий, взросле­ния растений и т.д. Можно просто из всего многообразия современных растений (преи­мущественно травянистых) выбрать созвуч­ные имитируемому образу, затем оставить лишь те, что удовлетворяют экологическим условиям места. А из них уже составить композиции, используя законы построения гармонии, которые одинаковы и для природ­ного, и для регулярного сада.

Имитирование не отменяет приема инкру­стации в существующие природные ланд­шафты. Возможно, вставка «лугового са­да» в естественный пейзаж будет даже более удачной, чем «букетного», куда чаще сегод­ня встречающегося. При такой попытке со­единения главная сложность, на мой взгляд, на самом раннем этапе — при выборе стили­стического образа создаваемой композиции и оценке его соответствия существующему окружению. Если он выбран верно, то дело за малым: подобрать устойчивые и усилива­ющие этот образ растения. В их выборе сей­час проблемы нет — ассортимент огромен. Причем часто это вовсе не природные виды, а последние новинки селекции, которая, по­хоже, сегодня работает под девизом «назад, к природе». Многие сорта выглядят очень натурально, а лозунг «краснее, крупнее, махровее» постепенно уходит в прошлое.1

Уходит, но не отовсюду. И на просторах на­шей страны пока властвуют «букетные са­ды», а отнюдь не «подкрашенные» современ­ными сортами естественные луга. Возможно, это связано с тем, что пока «натургардена» нам хватает сразу по выходу за калитку. Однако именно имитацией можно достичь гармонии между «букетным» и «луговым». За счет форм и сортов имитация может ока­заться ярче, выразительнее оригинала, стать как раз такой, как нам нравится, как рису­ют луг дети на своих рисунках. Кроме то­го, мы зачастую не располагаем больши­ми площадями, а эмоций хотели бы собрать не меньше, чем человек, вышедший поутру на широкое деревенское поле. Значит, умень­шение площади должно компенсироваться большей яркостью впечатлений с единицы этой площади. Но не стоит забывать, что та­лант — прежде всего чувство меры.

2А как же деревья? Может показаться, что речь идет о садах, представляющих собой сплошное поле. Это не так (по моему мнению, сад без древес­ных и не сад вовсе). Сады «лугового» об­раза в большей степени открытые. Гори­зонтальных плоскостей, расположенных на небольших высотах, здесь куда больше, чем объемов, перекрывающих взгляд. Одна­ко соседство «лугового» сада с древесными естественно и пластично, независимо от то­го, опушка ли это елового леса, березовой рощи или старого кряжистого яблоневого сада. Для каждого из этих случаев стилисти­ческий образ совершенно разный и он дик­тует различное «луговое» наполнение.

«Луговой» образ довольно пластично взаи­модействует и с сооружениями. И не только с бревенчатыми домиками, как может пока­заться на первый взгляд, уместны и клас­сическая усадьба, и современное здание в духе постмодернизма. В этих случаях важ­но соблюсти каноны планировочной структуры, а уже внутри нее всегда можно най­ти место «лугу». Кстати, о хай-тек. Именно здесь самые интересные варианты, осно­ванные на контрастном сочетании дикого природного и космического нового, суперестественного и суперрукотворного.3

Современный садовод не готов ждать, он хочет видеть красоту здесь и сейчас. Время создания лугового сада несоизмеримо ко­роче, чем лесного. Повезло тому, кто имеет поляны и рядом взрослые деревья — в лес­ную часть нужно только внести несколь­ко штрихов, а поляны можно бесконечно подкрашивать подсадками и подсевами. За короткое время появится полноценный луговой сад на бывшей поляне и чуть поз­же — лесной в подлеске. Если же сад такого типа закладывать на голом месте, то имити­ровать лесные сообщества под выросшими деревьями будут уже дети, а может, и вну­ки. Вы же в течение своей жизни можете смело рассчитывать на радость от не менее эффектного зрелища — цветочного луга.

 

Александр Сапелин

Садовник №7/2012

Материал на сайте не несет коммерческого характера и предоставлен пользователям исключительно в ознакомительных целях.

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *